«Царь-рыба» Астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки. «Царь-рыба» (1976 год, журнал «Наш современник») является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава «Царь-рыба», давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мирес природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: «На фронте так не измаялся, как с вами!» Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима. Автор осуждает браконьерство в широком смысле этого слова — браконьерство в жизни. В образе автора мы видим искреннего человека. На его отношение к жизни повлиял опыт Великой Отечественной войны. Он осуждает барыг-охотников на реке Сим. Лирический герой романа — сам автор. Яркими красками воспроизводит автор пейзажи. «Как хорошо, что меня не убило на войне и я дожил до этого утра…» В главе «Туруханская лилия» мы встречаемся с енисейским бакенщиком Павлом Егоровичем. Он относится к тем людям, что «сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи». ГЭС портит реку. «Нет и никогда уже не будет покоя реке! Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу…» Впечатляет эпизод с распятым на скале мужиком и переселением в Туруханск. Читатель согласен с автором в осуждении трех «нормальных рабочих», занимающихся разбоем в тайге. В главе «Уха на Боганиде» мы знакомимся с артелью рыбаков. Автор обращает внимание, что артель спасла многих ребят от голода, кормила их бригадной ухой. «Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не забыть артельного стола». В образе Гер-цева автор обличает эгоцентризм и индивидуализм. Браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид поселка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, студентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бутылку на рыбу. Показаны неприглядные браконьеры Дамка, Командор, Грохотало-банде-ровец. В тексте звучит мысль, что «бесследно никакое злодейство не проходит». Браконьеры наказаны: Дамка оштрафован, у Грохотало отняли крупную рыбу, у Командора погибла дочь, Игнатьич попался на свои же крючки. Сильное впечатление производит описание Рыбы — огромного осетра. Произведение Астафьева оказывает мощное и благотворное влияние на читателя, как эмоциональное, так и познавательное

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *