Архив рубрики: Блок А.А.

Социальное звучание произведений Блока

Тема падшей как жертвы ненавистного страшного мира раскрывается с помощью красного цвета: И — нежданно резко — раздались проклятья, Будто рассекая полосу дождя: С головой открытой — кто-то в красном платье Поднимал на воздух малое дитя… Светлый и упорный, луч упал бессменный— И мгновенно женщина, ночных веселий дочь, Бешено ударилась головой о стену, С криком исступленья, уронив ребенка в ночь… И столпились серые виденья мокрой скуки.

Share

Творчество А. А. Блока

Новизна самого характера ее лирического строя, объемность и глубина формы раскрытия поэтического духовного мира передают всю противоречивость и контрастность жизни, воссоздают слитность и общность человеческих переживаний в единстве своего и чужих «я».

Share

Гражданственность поэзии А. Л. Блока

В ряде статей и публичных докладов Блок звал интеллигенцию к сближению с народом, утверждая, что только с ним, с народом, «все пути», что народ является единственным источником всякой «жизненной силы», в том числе и творческой силы художника, поэта.

Share

Контрастность образов в поэтике Блока

Это и в рассмотренных стихотворениях, в которых основной акцент сделан на антимузыкальности пошлого быта и окружения; это и обращение к гармонике: «Эй, пой, визжи, жги» — в девятом стихотворении цикла «Заклятие огнем и мраком», которое проникнуто тревогой за счастье; это и стихотворение «Голоса скрипок», содержащее очень характерные для Блока строки: Зачем же в ясный час торжеств Ты злишься, мой смычок визгливый, Врываясь в мировой оркестр Отдельной песней торопливой Мысль о визгливых звуках, врывающихся чужеродной нотой в «мировой оркестр» и разрушающих гармонию жизни и мечты, варьируется во многих стихах и высказываниях Блока — вплоть до послеоктябрьского периода.

Share

Тема родины в творчестве А.Блока

Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: «Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…» Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути.

Share

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема любви в лирике А. Блока)

В книге «Гамаюн» он сказал, что за всей туманностью, недосказанностью, символикой «Стихов о Прекрасной Даме» пытливый читатель обнаружит все перипетии развития любовных отношений Александра Блока и Любови Менделеевой, ставшей женой поэта, но так и не сделавшей его счастливым человеком.

Share

«…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа»

Осталось одно – предупредить Россию, что путь преодоления прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в человеке, пусть в благородной форме: «Вся власть советам!», а через движение к добру, красоте, истине, любви.

Share

Сюжетная идея драмы Блока «Роза и Крест»

Он был воспитан Феей, и его рассказ мифологичен и сказочен: Возле синего озера юная мать Вечером поздним, в тумане, Отошла от моей колыбели… Фея — младенца меня Унесла в свой чертог озерной И в туманном плену воспитала… И венком из розовых роз Украсила кудри мои…» Гаэтан переносится из мира сказки и легенды в этот мир — «мир дождливый, мир туманный… туда пряжа Парки ведет…», но все же он не имеет никакого отношения к действительности.

Share

Стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний: Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла… Образ Евгения Онегина Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831).

Share

Конкретно психологическое и символическое в «Стихах к Прекрасной Даме»

В лирической героинеэтого замечательного цикла стихов слились черты загадочной «Дамы» и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен и которая впоследствии стала его женой.

Share

Рожденный революцией «новый» человек в творчестве А. Блока и И. Бабеля

В рассказе И. Бабеля «Смерть Долгушова» тяжело ра­неный телефонист Долгушов просит товарища по фамилии Лютов, от имени которого ведется рассказ: «Патрон на меня надо стратить».

Share

Тема родины в лирике А. Блока

Это — легкий образ рая, Это — милая твоя… Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви!

Share

Образ России

Отвергая Россию официальную, Россию «сытых» фабрикантов, лукавых церковников и слабовольных интеллигентов, художник с надеждой всматривается в глаза России трудового люда, Россию нищую и забитую, тихую и буйную, Россию дремлющую до поры свежих, нерастраченных сил.

Share

Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского

Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих «сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности».

Share

Тема России в творчестве А. Блока

Образ ее одухотворен, высок: «светлая жена», «на щите Твой лик нерукотворный светел навсегда!» Родина, ее история, ее народ могут научить героя «быть светлым», мужественно смотреть в лицо «страшному миру», «стоять на страже», ожидая великих событий.

Share

Мое любимое стихотворение («На поле Куликовом»)

В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имел большое значение.Я — не первый воин, не последний, Долго будет Родина больна Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! Тонкий лирик, чувствующий малейшие оттенки и нюансы языка, Блок сумел найти тот единственно верный, близкий его поэтике образ России, горячо любимой Родины.

Share

Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать»

Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока: …Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос.

Share