Архив рубрики: Чернышевский Н. Г.

Социалистический утопизм Н. Г. Чернышевского

Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала она находит внутреннюю свободу, потом появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола.

Share

Руководство к действию

коллективных швейных мастерских с фурьеристскими общежитиями-фаланстерами – то вся эта книга по жанру и назначению своему является утопией, научной (ибо все эти псевдонаучные идеи почерпнуты из научных трудов различных зарубежных философов – теоретиков утопического социализма) фантастикой, предваряющей в нашей литературе знаменитый роман Е. И. Замятина «Мы».

Share

Кто они «новые люди» в романе «Что делать?»

Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов — выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование.

Share

Гражданская казнь Чернышевского

В приговоре объявлялось, что Чернышевский «своею литературной деятельностью имел большое влияние на молодых людей» и что «за злоумышление к ниспровержению существующего порядка» он лишается «всех прав состояния» и ссылается «в каторжную работу на 14 лет», а затем «поселяется в Сибири навсегда».

Share

Романтический пафос романа «Что делать?»

Признав жизненную основу и «напряжение вдохновения» автора, «органический» критик оспорил рационализм и оптимизм «новых людей» Прообразом будущего выступают и личные отношения «новых людей», разрешающих конфликты на основе гуманной теории «расчета выгод» (новая мораль оттенена традиционностью сюжетного мотива любовного треугольника: Вера Павловна – Лопухов – Кирсанов), и их трудовая деятельность (организация швейных мастерских, учеба Веры Павловны на врача и др.).

Share

Роман «Что делать?»

Чернышевскому удалось так удачно замаскировать революционное содержание романа, что члены следственной комиссии не обнаружили в нём ничего крамольного, а цензор «Современника», видя на рукописипечать и шнуры комиссии, проникся соответствующим трепетом и пропустил не читая.

Share

Главная тема романа «Что делать?»

Н» так или иначе, а в теории «разумного эгоизма» героев Чернышевского есть бесспорная привлекательность и очевидное рациональное зерно, особенно важное для русских людей, веками живших под сильным давлением самодержавной государственности, сдерживавшей инициативу и подчас гасившей творческие импульсы человеческой личности.

Share

Роман Чернышевского «Что делать?» и наша современность

С удивительной проницательностью предвидел Чернышевский и то, ҹто общество будущего раскрепостит женщину от домашнего рабства и решит важные проблемы по обеспеҹению стариков и воспитанию молодого поколения.

Share

Сюжетное построение романа «Что делать?»

Так, например, Чернышевский питает слабость к нанизыванию глагольных цепочек: «Мать перестала осмеливаться входить в ее комнату»; обожает повторы: «Это другим странно, а ты не знаешь, что это странно, а я знаю, что это не странно»; речь автора небрежна и вульгарна, и порой возникает ощущение, что это — плохой перевод с чужого языка: «Господин вломался в амбицию»; «Долго они щупали бока одному из себя»; «Он с изысканною переносливостью отвечал»; «Люди распадаются на два главные отдела»; «Конец этого начала происходил, когда они проходили мимо старика».

Share

Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы»

Ещё Маркс и Энгельс в «Коммунистическом Манифесте» писали: «В те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционномуклассу, к тому классу, в руках которого будущее».

Share

«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе «Что Делать?»

В этом признак незрелости Чернышевского как писателя: подлинный творец всегда творит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладают свободной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не автор навязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой поступок, мысль, поворот сюжета.

Share

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях

Эта мысль позволяет увидеть отношения между собой «новых людей» (а они при помощи Чернышевского и представляют человеческие отношения в романе) несколько иначе… Начинаешь понимать, что студент Лопухов, оставляя академию, действительно действует в соответствии со своей выгодой.

Share

Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»

В одной из работ Чернышевский так сформулировал свое представление о нравственно-общественном идеале современного человека: «Положителен только тот, кто хочет быть вполне человеком, заботясь о собственном благосостоянии, любит и других людей (потому что одинокого счастья нет), отказываясь от мечтаний, несообразных с законами природы, не отказывается от полезной деятельности, находя многое действительно прекрасным, не отрицая также, что многое другое в ней дурно, и стремиться, при помощи благоприятных человеку сил и обстоятельств, бороться против того, что неблагоприятно человеческому счастью.

Share

Роман Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях

Эта мысль позволяет увидеть отношения между собою «новых людей» — а с ихто помощью Чернышевский и представляет человеческие отношения в романе — другим взглядом… Начинаешь понимать, что студент Лопухов, оставляя Академию, действительно поступает в соответствии со своей выгодой.

Share

Отражение гуманистической идеи автора в героях романа «Что делать?»

Роман защищал требование уважения человека к человеку, пропагандировал право всякогочеловека на свободный труд и счастье, поднимал достоинство женской личности, по-новому ставил вопросы любви и брака, включая все эти проблемы в перспективу общих требований коренного общественного переустройства на основах полного равенства между людьми.

Share

«Особенный человек» как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)

Мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы…» Эти финальные слова о людях рахметовского типа писатель произносит с благоговением, подчеркивая их необыкновенность («букет в благородном вине», «соль соли земли»).

Share

Анализ эволюции литературных героев на примере образа Рахметова

Как утверждает писатель: «Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них сила и аромат; это цвет лучших людей это двигатели двигателей, это соль соли земли».

Share

Нравственный облик, душевная красота «новых людей»

Тут нет никакого сверхъестественного героизма; тут только ясный и верный расчет Тот ряд поступков, который был со стороны Лопухова совершенно логичен и необходим в отношении к таким людям, как Вера Павловна и Кирсанов, становится нелепым и смешным, если мы на место Веры Павловны поставим пустую барыню с чувствительным сердцем, а на место — Кирсанова столь же пустого вздыхателя с пламенными страстями.

Share