Архив рубрики: Достоевский Ф.М.

Идейная направленность романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Действие романа Униженные и оскорбленные происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталистиҹеская направленность его свидетельствует о том, ҹто Достоевский тонко ҹувствовал и реалистиҹески воспроизводил политиҹескую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противореҹиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запеҹатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных.

Share

Моё письмо Родиону Раскольникову

Родион Романович, я, конечно, понимаю, что вы отчаялись в тот момент, но кто вам давал право убивать старуху и её сестру Лизавету, ведь вы не Бог, вы не дали им жизнь, вы и не имеетеникакого права забирать её? У вас есть своя голова на плечах, и вы должны думать о том, как поступить правильно, а не только себе во благо.

Share

Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».

Share

Истоки творчества Ф.М.Достоевского

— Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался с полминуты…» Барабанная дробь будто разрезала холодное молчание декабрьского утра, и шестнадцать ружей мгновенно уставились в небо… И словно из невозможного сна сознание начало увязывать в смысл чужие, отрывистые, как дробь барабана, слова: Его величество по прочтении всеподданнейшего доклада… повелел вместо смертной казни… Отставного инженер-поручика Федора Достоевского… в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым… Жизнь…

Share

Мастерство Ф.М. Достоевского в изображении быта Раскольникова

Иногда критики называли «Преступление и наказание» «петербургским романом», так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых — восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, угнетает.

Share

«Особый реализм» («Преступление и наказание»)

Мир, изображенный в романе, существует в воспаленном сознании человека, почти оторвавшегося от земли, не чувствующего земного притяжения; перед читателем — крайне субъективная картина, пропущенная через угнетенное сознание Раскольникова и служащая лишь аргументом в том споре, который он ведет со всеми и с самим собой.

Share

Суть идеи которая взяла в плен сознание Родиона Расколькниова

Наяву Раскольников ужасается и отказывается от страшной идеи, однако сам же понимает, что «не вытерпит», он хочет убить не для того, чтобы помочь матери, а чтобы поставить эксперимент над самим собой: «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.

Share

Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)

Постепенно он приходит к мысли об убийстве старухи-процентщицы, считая, что нажитые столь бесчестно деньги, которые ей к тому же, по его мнению, не нужны, могут спасти жизнь нескольким честным людям: Раскольников сможет продолжить учебу, помочь матери, Дуне не нужно будет выходить замуж за Лужина.

Share

Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет его, произнеся, конечно, слова благодарности, написав в сумбурном, но вполне романтическом, соответствующем характеру их отношений письме: «О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее…» Считается, что «петербургский мечтатель» не сумел до конца реализовать себя в отношениях с Настенькой.

Share

Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в романе «Преступление и наказание», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки.

Share

О наружности Нежданова

В процессе обдумывания будущего произведения Достоевский все свое внимание посвящает четырем главным задачам: 1) углубленной и детальной разработке идейной проблематики, 2) созданию основных характеров и всей системы образов — персонажей, 3) сюжетной конструкции и 4) форме повествования.

Share

Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Свою теорию Раскольников изложил в статье «О преступлении»: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Первые, по мысли Раскольникова, сохраняют мир и преумножают его численно, вторые двигают мир и ведут его к цели.

Share

Жажда красоты и идеала (по роману «Идиот»)

Глубоко проникая в душу каждого из окружающих и видя там своим взором ясновидящего знакомую ему по собственному опыту нравственную борьбу между добром и злом, князь стремится подавить скрытые в душе других персонажей эгоистические страсти, способствовать победе свойственных им4 светлых ҹувств и побуждений.

Share

Философские искания в произведениях Ф. М. Достоевского

Возможно, при этом он надеялся, что душа человеческая — не бездонная пропасть, что на каком-нибудь из ее уровней есть некая твердь, основа, хоть какая-то точка опоры.Обнаружить эту точку опоры и стремился писатель-ре­алист Ф. Достоевский: «Моя задача — при полном реализ­ме найти в человеке человека».

Share

Авторская позиция и средства ее выражения в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский вовсе не лишает своего героя положительных черт, поэтому ситуации, подобные той, когда Раскольников, отчаянно пытаясь спасти пьяную девушку от лап «жирного франта», отдает полицейскому деньги, так нужные ему самому, оказываются в своем роде фальшивыми нотами в стройной (на его взгляд) «мелодии» теории.

Share

Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря.

Share

Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает.

Share

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» — «А с ними-то что будет?» — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению… И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна…»Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально активный характер и направлена на спасение погибающих, да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних.

Share

Что повлияло на формирование Достоевского как писателя

Болезненное состояние общества, утратившего нравственные ценности, освящённые религией, изображает Достоевский в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

Share

Мысль о фантастической в поэме-романе «Подросток»

1 Асис и Галатея Клода Лорена, золотой век, прекрасное детство человечества, лицо, смоченное слезами сострадания к погубленному им ребенку, — словом, все то, что осталось неиспользованным в «Бесах», снова возникло теперь в художественном воображении писателя: над словом «Ставрогин» здесь и стоит: «красный жучок»; тема «Исповеди» (как увидим дальше) и сделается на долгое время основным сюжетным стержнем в истории жизни становящегося «хищного типа».

Share