Мастерство Ф.М. Достоевского в изображении быта Раскольникова

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. А.И. Герцен Ценность литературного произведения в его яркости, образности. Всего этого можно достичь разными средствами. Но в основном яркость произведения зависит от мастерства автора показать и выделить те или иные детали, характеризующие героя, его быт, весь роман в целом. Такие мастера как Гоголь, Достоевскийумели найти «говорящие» детали, которые зримо характеризовали их героев. Они умели найти такую «изюменку», которая, мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует в воображении читателя. Для примера возьмем роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, автор блестяще изобразил быт героя, подобрал художественные средства настолько верно, что призведение вошло в мировую классику. Иногда критики называли «Преступление и наказание» «петербургским романом», так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых — восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, угнетает. Достоевский глазами Родиона Раскольникова смотрит на летнюю погоду в Петербурге: «… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…» Такие чувства возникают у Раскольникова, глядя на улицы Петербурга. Создавая образ города, Достоевский показывает всю атмосферу тех дней, когда Петербург разрастался за счет доходных домов — многоэтажных домов, владельцы которых сдавали комнаты внаем. В романе часто рисуются уличные сцены, показывающие безысходность жизни разных людей. Вдруг он видит женщину «с желтоватым лицом и красными впавшими глазами…» Неожиданно она бросается в воду, а вслед за этим он слышит крики другой женщины: «…до чертиков напилась, она раньше удавиться даж хотела, с петли сняли…» И эту картину Достоевский дает нам неспроста. Этим он хочет показать, что все вокруг угнетает Раскольникова. В этой сцене на мосту герой, видя отчаяние окружающих людей, сравнивает с ними свою жизнь и понимает, что он так же может закончить свое существование, не жизнь, а именно существование. Ведь условия, в которых «обитает» Раскольников, не подходят даже для животного. Но вернемся в Петербург… Покинув грязные улицы Петербурга, Родион идет к себе в комнату, проходя «через вонючие дворы-колодцы…», поднимается по темной лестнице, пугаясь каждого шороха и прячась от людей, потому что он боится встретиться с хозяйкой своей комнаты. И причина всего этого всего одна — он много задолжал за комнату и ему все равно нечем ей заплатить. Но ведь хозяйке безразлично его положение, главное для нее — своевременная оплата за комнату. И вот Раскольников приходит в свою комнату, да это даже на комнату не было похоже, а скорее на шкаф. Квартира его находилась «над самою кровлей дома…», и поэтому жара там была невыносимая. В углу комнатки стоял старый диван, обои на стенах висели желтые, почти отвалившиеся от стен. Лучи солнца бывали редкими гостями в жилье Раскольникова; в основном там была полутьма, сдавливающая человека. Вся обстановка комнаты как бы давила на героя; и эта комната, похожая на шкаф, и желтые обои, и лохмотья, в которые он был одет — все давило. Вся обстановка, все детали в целом создают картину нищеты и болезненности ума Родиона. Но ведь это и хотел показать Достоевский. «…Задавила его нищета…» — вот главная причина совершения преступления. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до сумасшествия , бешенства и безумия. Он понимает, что от этого никуда не деться. Достоевский нашел такие детали, обрисовывающие быт героя, что читатели начинают испытывать те же чувства, что и Родион Романович. Читатель чувствует и духоту летнего Петербурга, и полутьму комнаты героя. Мне кажется, что так обрисовать быт героя может не каждый писатель. Ведь для того, чтобы читатель почувствовал атмосферу, быт, жизнь героя, нужно обращать внимание на малейшие детали: на цвет, на запах. Федор Михайлович Достоевский обратил внимание абсолютно на все. Не будь его подробнейших описаний, мы вряд ли поняли бы мотивы преступления Раскольникова, которые в конце концов оправдывают его перед читателем. Мы жалеем героя. И в этом заслуга великого гения — Достоевского.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *