Новаторство Еврипида

Родился Еврипид на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении. Родители его оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Они были, скорее всего, небогаты. Во всяком случае, недолюбливавший автора трагедий комедиограф Аристофан в комедии «Женщины» назвал мать Еври-пида «торговкой овощами». В детстве Еврипид занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков. Затем стал брать уроки ораторского искусства и литературы у Про-дика и Анаксагора и уроки философииу Сократа. Известно, что в 408 г. до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Еврипид, в отличие от двух других великих драматургов, стоит ближе всего к правде земной жизни. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл, согласно преданию, говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид — такими, каковы они на самом деле. Под пером Еврипида герои утрачивают преувеличенно героические черты. Это вовсе не лишает их возможности подняться над общим уровнем, совершив подвиг, доказав верность идеалам. Еврипид в облике мифологических героев, в сущности, изображал в трагедиях своих современников. Если в причине трагедии Эсхил видит волю богов, Софокл -соединение человеческой гордыни с упрямством и столкновение их с волей рока, то Еврипид видит эту причину исключительно в человеческой природе. Людей губят их собственные невежество и глупость, их необузданные страсти и чувства. Всего перу Еврипида приписываются девяносто две пьесы. До наших дней практически полностью сохранились девятнадцать. «Алкеста». Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен на смерть. Он может, впрочем, прожить долгую жизнь, если кто-то согласится отдать за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь жена, Алкеста. Она и в самом деле умирает. Тело ее помещают в гробницу. К счастью, в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, ^| одолевает его в бою и возвращает Алкесту к жизни. «Медея». Ясон, вернувшийся из Колхиды победите лем, привозит с собой золотое руно. Вместе с ним — его спасительница, колхидская царевна Медея. Любящая пара поселилась в Коринфе и много лет прожила там счастливо. Спустя много лет, когда уже в семье появились любимые дети, Ясон собрался жениться на коринфской царевне. По законам Греции чужестранка не признается его законной женой. Ясон утверждает, что заключает этот брак исключительно из политических соображений. Дескать, новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детям, и самому Ясону. Однако Медея, которую измена Ясона повергла в отчаяние и неистовство, помышляет только о мести. Медея посылает сопернице в подарок отравленный плащ и коринфская царевна погибает. Перу Еврипида принадлежит и «Елена» — возможно, первая в истории человечества фантастическая пьеса. В ней использован редкий вариант мифа, согласно которому Парис привозит в Трою лишь призрак Елены. Настоящая же Елена оказывается в Египте. После разрушения Трои Ме-нелай по пути домой высаживается в Египте, находит там Елену и вместе с ней возвращается в Спарту. Медея знает, как ударить по самому больному: она наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. Материнские чувства не могут одержать верх над охватившей ее жаждой мести. В финале Медея взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей ее дедом — богом солнца. Она торжествует, упиваясь ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние. «Ипполит». Сын героя Тезея и амазонки, страстный охотник Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней. Он был исключительно предан Артемиде, покровительнице охоты. Желая погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тезея и мачеху Ипполита. Федра пытается сдержать свои чувства, в начале пьесы она готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита. Тот далек от сочувствия и милосердия, он выслушивает рассказ старухи с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство. Тяжелое чувство оскорбленной женщины побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и, прокляв, отправляет сына в изгнание. Проклятие отца неизбежно должно сбыться: так в свое время пообещал Тезею бог Посейдон. Гибель и в самом деле настигает Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины. В эпилоге появляется Артемида и рассказывает правду, однако исправить уже ничего нельзя. «Ион». Сюжет пьесы можно вполне сравнить с современной мелодрамой. Мальчик, рожденный под покровом тайны и брошенный матерью, целый ряд волнующих и все более запутывающих дело событий… В конце концов мать и сын едва не погубили друг друга, однако истина постепенно выясняется, поэтому у пьесы счастливый конец «Безумствующий Геракл». Великий герой Геракл успевает вернуться в родные Фивы как раз вовремя, чтобы спасти жену и детей от смерти, на которую их обрек захвативший власть тиран. Богиня Гера, вечный и непримиримый враг Геракла, насылает на него безумие. В исступлении он убивает жену и детей. Оправившись от безумия, Геракл собирается покончить с собой… С трудом его отговаривает от этого поступка давний друг, афинский царь Тесей. «Вакханки». Вакханками называли спутниц бога виноделия Диониса. Живя в Македонии, Еврипид соприкоснулся с диони-сийскими ритуалами и вполне возможно, что сюжет пьесы навеян этими впечатлениями. Действие трагедии происходит в Фивах. Сюда прибывает Дионис, который хочет утвердить здесь свой культ, ведь он — сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Царь Пенфей активно противодействует неведомой религии и отрицает божественное происхождение Диониса. Оскорбленный бог жестоко мстит фиванцам: на женщин Фив он насылает вакхическое исступление, и они убегают в горы, чтобы там предаться вакхическим оргиям, а царя Пенфея лишает разума и заманивает в горы, где вакханки во главе с матерью царя убивают его. Также сохранились трагедии «Финикиянки», «Просительницы», «Гераклиды» (текст трагедии частично утрачен). «Ифи-гения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» повествуют о дочери царя Агамемнона. Боги потребовали принести ее в жертву в обмен на дарование греческому войску, направляющемуся к Трое, попутного ветра. Существует вариант легенды, в котором Ифигения была чудесным образом спасена и перенесена в Тавриду. В этой трагедии Ифигения оказывается жрицей. Она чуть было не приносит в жертву своего брата Ореста. В последний момент брат и сестра узнают друг друга и бегут из Тавриды. Действие пьес «Троянки», «Андромаха» и «Гекуба» происходит в лагере победителей-греков под Троей. В них изображаются жестокие страдания троянских пленниц.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *