Эмпедокл — характеристика литературного героя

ЭМПЕДОКЛ (нем. Empedokles) — герой трагедии Ф. Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» (1797-1800). Образ Эмпедокла Гёльдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древне-эллинский философ V в. до н.э. бросился в кратер Этны, чтобы «укрепить молву, будто он сделался богом». Эмпедокл в трагедии кончает с собой по иным мотивам, пережив мгновение триумфа, опасаясь, что такое мгновение, высшее в его жизни, больше ему не суждено будет пережить. Эмпедокл — один из первых романтических героев немецкой драматургии, бунтарь, мятежник,наделенный чертами сверхчеловека; предтеча таких романтических персонажей, как Прометей Шелли и Манфред Байрона. Жители Агригента воздают Эмпедоклу заслуженную хвалу — он действительно «кормчий царственный», практик и чародей, ученый и философ, умеющий укрощать ветер и излечивать людей, подлинный вождь, знающий себе цену. Но постепенно в отношениях Эмпедокла с людьми образуется трещина: герой вступает в конфликт с властями, со жрецом и архонтом. Эмпедокл счел себя избранником, равным богам, он чрезмерно уверовал в себя, в свою силу и могущество, стал почти презирать тех, кого благодетельствует, для кого возвышается. Итог самообожествления печален: Эмпедокла изгоняют из города. Когда неожиданно сограждане прощают Эмпедокла, когда его вновь славят и готовы увенчать царской короной, дав ему истинную власть, герой решает уйти из жизни. Предсмертный монолог Эмпедокла — это утопическая картина грядущего гармоничного общества в духе античной демократии и Руссо. Гёльдерлин не закончил трагедию, оставив несколько редакций, но образ Эмпедокла в каждой из них неизменен. Сценической истории трагедия не имела — лишь в середине 70-х гг. сценическую версию предложил немецкий режиссер К. М. Грюбер, поставив спектакль «Эмпедокл, играем Гёльдерлина», где в роли эллинского философа выступил Бруно Ганц.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *