Архив рубрики: Лермонтов М.Ю.

По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа

Если следовать хронологии событий, то эти повести должны располагаться в следующем порядке: «Тамань» (Печорин едет из Петербурга в действующий отряд), «Княжна Мери» (Печорин после экспедиции отдыхает в Пятигорске), «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорина переводят на «линию» в крепость), «Фаталист» (он отлучается на две недели в казачью станицу), «Максим Максимыч» (спустя пять лет проездом в Персию Печорин встречается на Кавказе с Максим Максимы-чем и офицером-повествователем).

Share

Своеобразие реализма в романе «Герой нашего времени»

Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы (а провел он их в путешествиях, о которых он может сказать, что не делал ничего, кроме как «скучал»), на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти.

Share

Судьба поколения 1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова

Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Share

«Смерть Поэта» мятежный дух поэта гражданина

А в стихотворении «Из Андрея Шенье» он так и сказал: * За дело общее, быть может, я паду, * Иль жизнь в изгнании бесплодном проведу… Мятежным духом поэта проникнуто и стихотворение «Желанье», в котором автор подчеркивает свою готовность к риску, готовность сразиться со стихией, какой бы страшной она ни была: * Дайте мне челнок дощатый * С полусгнившею скамьей, * Парус серый и косматый, * Ознакомленный с грозой.

Share

Анализ фрагмента главы «Княжна Мери»

Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна»… А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…» Слова разные, но смысл один и тот же. Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из главных качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.

Share

Преступление и наказание Печорина

Лермонтов, очень емко выразил свои мысли в предисловии, написанном к «Журналу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем».

Share

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века

По представлениям литературоведов, писатель-романтик наделяет своего героя одной какой-либо страстью, значительно превосходящей своей мощью эту же страсть в обычном человеке, то есть гиперболизированной, заставляет своего героя действовать в исключительных обстоятельствах, а само произведение окрашивается мотивами рока, судьбы, мистики и т. п. Таков Мцыри, знавший «одну, но пламенную страсть», воспитывавшийся в замкнутой атмосфере мужского монастыря, убежавший из него во время грозы, победивший барса (это все действительно исключительные обстоятельства) и вернувшийся (такова судьба) к тем же ненавистным стенам, чтобы без сожаления расстаться с жизнью.

Share

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода)

В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, мы узнаем о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к «Журналу» мы узнаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии.

Share

Стихотворение Лермонтова «Бородино»

Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии.

Share

Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри»

Если первые две строчки звучат спокойно, то, начиная с третьей, нарастает напряжение, в слове «узнать» слышится не любопытство, а страстная необходимость для героя постигнуть смысл жизни, увидеть закрытый монастырскими стенами мир, нетерпение и жажда правды, логическое ударение в следующих двух словах падает на слово «прекрасна», звучащее почти тревожно: ведь Мцыри ничего не видел, кроме монастыря, он не знает, прекрасен ли мир за его стенами, лишь догадываясь и смутно вспоминая об этом; потому в его вопросе неизбежна тревога, боязнь открыть, что жизнь везде одинаково безрадостна для человека.

Share

Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)

На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не способными к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми.

Share

Пейзажные зарисовки в романе «Герой нашего времени»

Великолепное и мастерское использование слова в создании пейзажных зарисовок, тщательно продуманное размещение описаний природы в структуре романа вот, ҹто делает Героя нашего времени шедевром русской и мировой литературы.

Share

Представитель «потерянного поколения» Лермонтов: поэт тоски и отчаяния

Итак, одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела, который «остался, надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без любви…».

Share

Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова

Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому…» На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так: «И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Share

Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

«Песня…» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и песенные сравнения: «Ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет…», а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми.

Share

Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев.

«Необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности.

Share

Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?

Не боюся смерти лютыя, Не боюся я людской молвы, А боюся твоей немилости… Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание…» В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов («вино сладкое, заморское», «очи соколиные»), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания («Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич»).

Share

Смерть за честь(по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Лермонтову оҹень тоҹно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце красное, Не любуютсяим туҹки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевиҹ.

Share