Архив рубрики: Салтыков-Щедрин М.Е.

Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»

Многие литераторы обращались к теме семьи. Наиболее яркий пример — Л. Толстой и его «Анна Каренина». Салтыков-Щедрин семью считал одним из главных оплотов государства. Обратимся к роману «Господа Головлевы». Изображенная в этой книге семья — не та опора государства, на которую уповал автор, а полная противоположность ей. Роман в большинстве критических статей и заметок называют … Читать далее Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»

Share

Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, … Читать далее Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Share

Действие «Господ Головлевых»

Действие «Господ Головлевых» начинается еще при крепостном праве в помещичьей усадьбе. Там же оно продолжается и потом. Крепостного права больше нет, а многие давние усадьбы все стоят. У Арины Петровны остались ее земли, ее хозяйство. И вроде бы можно псе дела вести просто по-старому. Но и в головлевской помещице дает себя сейчас знать собственная инициатива, … Читать далее Действие «Господ Головлевых»

Share

Деспотическая власть Арины Петровны

Господа Головлевы роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В Господах Головлевых автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего … Читать далее Деспотическая власть Арины Петровны

Share

Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна… М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни нашей страны уже в нашем веке, было … Читать далее Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

Share

Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

«История одного города» — одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Город Глупов мы не найдем ни на одной географической карте. И не потому, что он слишком мал или переименован, а потому, что это условный город, иносказательный: «Было бы неверно видеть в нем какой-либо один из реальных русских городов…» Глупов … Читать далее Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Share

Смешное и трагичное в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Это одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика. Сказка представляет собой своеобразный жанр щедринского творчества. Жанр сказки позволял писателю многое: во-первых, обойти цензуру с помощью иносказательного языка, во-вторых, открывался путь к более широкой читательской аудитории. По своему содержанию сказки … Читать далее Смешное и трагичное в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Share

Роль Гротеска в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина

Если в раннем творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приемы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления, составившие основу его сатирической фантастики. Автор развил все способы типизации, которые воплотились у него в образах глуповских градоначальников. Так он пришел к созданию гротескного образа, сатирико-фантастического персонажа. … Читать далее Роль Гротеска в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина

Share

Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

В системе повествования романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» глава «О корени происхождения глуповцев» имеет важное функциональное значение. Она является как бы отправной точкой для дальнейшего развития сюжета. Начинается эта глава с подражания «Слову о полку Игореве»: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, … Читать далее Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Share

Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина

Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр. Оружием М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда была сатира. … Читать далее Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина

Share

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин — один из выдающихся писателей-сатириков русской литературы. Многие его произведения направлены на обличение пороков общества. Вершины выразительности он достигает в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих его сказок. Писатель прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он … Читать далее Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Share

Трагическое в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин обогатил русскую сатиру разнообразием жанров и форм. Неожиданная смелость в выборе жанра позволяла по-новому смотреть на мир. Щедрину легко давались и большие, и малые жанры: пародии, сказки, сатирические рассказы, повести и, наконец, роман. Самым любимым и постоянным жанром у автора был цикл, так как он позволял динамично развивать образ, вводить бытовые зарисовки, обличать жизнь. … Читать далее Трагическое в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина

Share

Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки в конце 1860-х годов. Его можно считать новатором, потому что, сохраняя главные особенности жанра, писатель старался приблизить его к современности. Фантастическая основа сказки позволяла в гротесковом, гиперболическом виде показать действительность. А эзопов язык и различные фольклорные иносказания создавали широкий простор для авторской иронии. В сказке «Повесть о том, … Читать далее Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Share

Сказка о том, как в толпе покорных представителей царства лесного нашелся умник, задающий вопросы (сказка в стиле Салтыкова-Щедрина)

Были когда-то в одном лесу времена, когда все звери служили своему царю — Льву, всячески его слушали, старались угодить, дабы не навлечь на себя немилость царскую. Боялись все звери Льва, ничего не скажешь. Впрочем, не очень уважали поданные своего главу, скорее униженно преклонялись перед его физическим превосходством — мог ведь Лев изгнать из лесу, а … Читать далее Сказка о том, как в толпе покорных представителей царства лесного нашелся умник, задающий вопросы (сказка в стиле Салтыкова-Щедрина)

Share

Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина

Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается. Вот тогда «Повесть» показалась мне … Читать далее Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина

Share

Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина

«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1883 — 1886) составляют самостоятельный этап его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя и предстают перед нами неким итогом его работы в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художественным … Читать далее Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина

Share

Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города»

В 1780 году выходит в свет «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Очень трудно с первого взгляда определить жанр этого произведения. Это, скорее всего, историческая хроника с элементами фантазии, гиперболы, художественных иносказаний. Это блестящий пример общественно-политической сатиры, актуальность которой с годами приобретала все большую остроту и блеск. «Он знает свою родную страну лучше кого бы то ни … Читать далее Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города»

Share

Смех сквозь слезы в «Истории одного города»

В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указываются даже точные даты: 1731-1826 годы. В фантастических событиях и … Читать далее Смех сквозь слезы в «Истории одного города»

Share

Политическая сатира в сказках Салтыкова-Щедрина

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, — например, … Читать далее Политическая сатира в сказках Салтыкова-Щедрина

Share

Разбор романа Господа «Головлевы» – художественный анализ

М. Горький, основоположник социалистического реализма, высоко ценил общественно-политическое содержание сатиры Щедрина, ее художественное мастерство. Еще в 1910 году он говорил: «Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество на протяжении от 60-х годов вплоть до наших … Читать далее Разбор романа Господа «Головлевы» – художественный анализ

Share