Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы

XIX века. Мастерство изображения мира человеческих чувств в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». А.Н. Толстой — великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман «Война и мир», в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношениек жизни, их любовь, подвиги на войне , раскрывает мир человеческих чувств своих героев . Одним из главных героев является князь Андрей Болконский , Толстой раскрывает нам его человеческие чувства через путь искания смысла и истины жизни . Князь пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Болконский понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились. Другой главный герой романа — Пьер Безухов. Вначале его жизнь составляли развлечения, выходы в свет, кутежи, пьянство, с помощью всего этого он отвлекался от волнующих его проблем и забывался. Серьезная перемена в его взглядах произошла после встречи с масонами и вступления в это общество. Теперь для него открылась вера в братство людей, в нем проснулась добродетель, появилось желание помочь окружающим. Андрей Болконский не обрел настоящей жизни, у него это впереди. И виновницей очередной перемены становится Наташа. Когда князь Андрей услышал ее голос в лунной ночи, ее разговор, все это запало ему в душу, и он не раз задавался вопросом: чему она так рада и о чем она думает? И тогда же решил для себя, что жизнь не кончилась, что теперь его задачей будет, чтобы все узнали о нем, чтобы не жили независимо от него, от его жизни, а «чтобы на всех она отражалась» и все жили с ним вместе. Позднее, когда князь Андрей уже влюбился в Наташу, но еще не осознавал этого, он вспомнил слова Пьера и подумал, что тот был прав. И теперь князь Андрей тоже начинает верить в возможность счастья. «Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», — думает он. С этого момента и начинается новое понимание настоящей жизни князем Андреем. Любовь к Наташе изменила его. Он делится с Пьером и говорит о своих чувствах, добавляя, что он ужасно мучился и страдал, но этих мук не отдал бы ни за что в мире. Он произносит такие слова: «Я не жил прежде. Я только теперь живу». Теперь, когда он страдает и любит одновременно, он считает, что живет, живет по-настоящему. Почему же князь Андрей говорит, что не отдал бы этих мучений и страданий, что только благодаря им и жив? Значит, получается, что настоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и страдания. В ней должны сочетаться плохое и хорошее, радостное и грустное, счастье, любовь и разочарования. Только страдая, человек может понять истинную цену тому, что у него есть, и по-настоящему дорожить этим. Много переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека – Платона Каратаева, в котором ему чувствовалось что-то «приятное, успокоительное и круглое». Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека, что растроганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя. Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, жеста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качествами русского человека. Общение героев «Войны и мира» характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер одною своею доброю улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился. Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Анатолем за то зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Долоховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека. Привлекательность человеческих отношений, изображенных в романе «Война и мир», не может не трогать сердце современного читателя. Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение людей — эти идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми .

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *