Какой герой рассказа «Муму» отличался многословием

Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими? Устной речи в нашем обычном понима­нии у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки. Даже Муму хорошо понимала своего хозя­ина. Какой герой рассказа «Муму» отличался мно­гословием? Очень любил поговорить и был много­словен пьяница-башмачник Капитон. Сте­пенный дворецкий Гаврила Андреич ду­мал о нем: «Нечего сказать, аккуратно го­ворит человек». Вспомните диалог Тома и Гека и решите, кто из них красноречивее.Можно вспомнить диалоги друзей и в «Приключениях Тома Сойера» и в «При­ключениях Гекльберри Финна». Том всег­да мгновенно загорался новыми замысла­ми и хотел тут же поделиться с Геком, ко­торый был немногословным и перед тем, как сказать, должен был подумать. Какой диалог в «Приключениях барона Мюнх­гаузена» можно назвать самым правдивым? Сам барон Мюнхгаузен считал правди­выми все свои рассказы. Однако ни один из них не опирался на реальные события. Монологи каких героев вы помните наизусть? Вспомните и прочтите. Чаще всего запоминаются монологи из стихотворных произведений. Многие любят исполнять фрагменты из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Легко запоминаются и монологи из ска­зок, особенно если они в вариантах повто­ряются несколько раз (обычно три раза). Попробуйте сочинить монолог в защиту Муму. Это задание подсказал один ученик 5 класса. Он стремился всех убедить в том, что несправедливый поступок Гера­сима нужно осудить, чтобы никто его не повторял. Он не раз произносил в классе проникновенные слова в защиту Муму. Вот один из его монологов. «Муму — очень умная и преданная хо­зяину собачка. Она чистоплотна. Она зна­ла свое дело — защиту двора и никогда не нарушала порядка в этом дворе. Даже тог­да, когда хозяин решил с ней расстаться и ее утопить, она даже не догадалась, что ей грозит гибель, — так любила и верила в своего хозяина. Я осуждаю Герасима и считаю, что он мог уйти в свою деревню вместе с собач­кой». Подготовьте речевые характеристики мальчи­ков из рассказа «Бежин луг». Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане­рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон­ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи­ком. Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко­торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками. Павлуша говорит четко, мыслит логич­но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде­лен чувством юмора, умением видеть ко­мическую сторону событий, которые на­блюдает. Ильюша многословен и склонен к по­вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы­тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель­ства правдивости своих рассказов. Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу­гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности. Можно сделать вывод, что речевая ха­рактеристика помогает понять характер человека. Вместе с одноклассником создайте диалог о своем отношении к последней прочитанной вами книге. Пусть остальные ученики послушают вас и да­дут на его основании вашу речевую характеристику. Для обсуждения можно использовать произведение, которое вы читали на уро­ках и хотите еще раз обсудить. Например, возможен разговор о том, как было вос­принято появление «Хоббита» (вспомните 5 класс!) да еще и в связи с целым циклом киноэпопей о Властелине Колец. Можно поспорить о книге, по которой создан фильм, например о «Гарри Поттере». Оценить речь говорящего, то есть дать речевую характеристику, можно, ответив на вопросы. Как звучит речь (плавно или отрывис­то, гладко или с ненужными паузами)? Удачен ли подбор слов для реплик? Умело ли построены фразы (порядок слов, их структура)? Насколько богат словарь? Насколько свободно участник беседы владеет тем текстом, о котором спорит (использует или нет отрывки наизусть или читает их с листа) Дайте речевую характеристику одного из литературных героев. Речевая характеристика литературного героя интересна тогда, когда она помога­ет понять этого героя, его характер, по­ступки. Так, речевая характеристика Тома Сой­ера должна показать, что он хорошо вла­дел словом и был фантазером. Том был многословен и всегда готов говорить о сво­их выдумках и замыслах. Он плохо умел слушать своих собеседников и поэтому часто попадал впросак. При этом можно поискать и любимые слова героя и опреде­лить, как он строит свои предложения. Так, Том иногда перебивал сам себя и не всегда дослушивал своих собеседников. Как же говорил Гек Финн? В его речи были ошибки, она не была связной и плавной. Он знал не так много слов, как Том. Но речь Гека была точной и никогда не отвлекала его от главного — того, о чем он начал говорить. Можно создать и речевую характерис­тику Маши, используя дневник, который создала девочка. Именно в дневнике она сохранила некоторые разговорные фра­зы, поэтому ее письменная речь помогает понять, какой была речь устная. Вспомните правила о том, как нужно слу­шать и как говорить. Вы читали их в учебнике-хрес­томатии для 5 класса. По какой причине сначала напечатана памятка о том, как нужно слушать, и только потом о том, как нужно говорить? Как вы объясните такую последовательность? Памятка для слушающего 1. Внимательно слушайте того, кто с ва­ми говорит. Стремитесь понять собесед­ника. 2. Пытайтесь понять намерения собе­седника, догадаться, зачем он это гово­рит. 3. Если вам неясен смысл речи, не спе­шите с выводами, не торопитесь утверж­дать, что все сказанное — чепуха: так по­ступает только очень невнимательный че­ловек. Памятка для говорящего Эти правила так важны, что многие из них закрепились в пословицах, которые помогают организовать нашу речь. 1. Будьте осторожны со словом. «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». 2. Прежде чем говорить, подумайте. «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь». 3. Правильно оценивайте собеседника. Беседа с другом и с учителем по-разному построена и по-разному звучит. 4. Не говорите о том, что всем давно и хорошо известно. 5. Не будьте многословными. «Речь хо­роша, когда коротка». 6. Следите за тем, как вы ведете себя при разговоре (мимика, жесты, поза). Предлагаем вам «Памятку для читаю­щего», включающую вопросы, на которые нужно ответить, чтобы оценить себя как читателя. Памятка для читающего 1. Каждый читатель знает, что он чита­ет, зачем читает и как читает. 2. Учебник помогает выбрать автора и произведение. Он помогает вам решить вопрос, что читать. В нем собраны лучшие произведения, созданные замечательны­ми писателями. 3. Вы, конечно, хорошо знаете, зачем читаете. Вы давно поняли, что всегда по­лезно и интересно встретиться с хороши­ми книгами: они — ваши лучшие друзья, советчики и помощники. Чтение даже те­перь, когда есть телевизор и компьютер, увлекательно для человека любого возраста. 4. Как можно читать? Можно читать бегло, чтобы только оз­накомиться с текстом. Так все обычно чи­тают газеты. Умеете ли вы читать бегло? Да. Нет. (Подчеркните ответ.) Можно читать неторопливо, вдумчиво: с чувством, с толком, с расстановкой. Так мы читаем книгу, которая нам понрави­лась. Умеете ли вы читать неторопливо, вдумчиво? Да. Нет. (Подчеркните от­вет.) Иногда книгу, которая нам понрави­лась, мы не раз и не два перечитываем. Часто ли вы перечитываете хорошую книгу? Часто. Редко. Иногда. Никог­да. (Подчеркните ответ.) И при беглом, и при внимательном, и при повторном чтении мы — активные читатели, которые решают, как им нужно читать в каждом случае. Читать и понимать мысли и чувства того, кто для вас создал книгу, — вот задача каждого читателя.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *