«Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца…» (В.Г.Белинский) (по лирике В.А.Жуковского)

Жуковский нередко обращается в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда прекрасной. Поэт боготворит природу и считает, что нет таких слов, которыми можно было бы выразить все ее величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» он писал: Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Находясь наедине с природой, поэт находит в ней внимающего ему собеседника. Наиболее полно и глубоко этихудожественные искания отразились в его элегии «Вечер». Стихотворение передает мироощущение человека новой эпохи, для которого «почестей исканье», жажда славы, успех в свете и у женщин — всего лишь преходящие блага, а истинное предназначение человека в мире выше и значительнее: Мне рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом верных сел, любить красы природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пены воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. Жуковский, описывая природу, стремится не только ее одушевить, но и найти в ней созвучное своей душе, передать личное восприятие и психологическое состояние описываемого предмета: Как солнца за горой пленительный закат, — Когда поля в тени, а рощи отдалены И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озарены. Жуковский ищет в словах двойной смысл, его не интересует конкретика, он ищет гармонии не только в описываемых предметах, но и в своей душе. От созерцания гармонии в природе поэт непринужденно переходит к грусти и задумчивости, вызванным воспоминаниями об ушедших друзьях. Туманный вечер «на лоне дремлющей природы» рождает мысли о скоротечности человеческой жизни и неизбежности смерти. Вечер природы обернулся «вечером» души, а картина природы преобразилась в «пейзаж души», поэтому название стихотворения символично. Жуковский уверен, что природа — великий творец, «сочиняющий» свои картины по законам прекрасной гармонии. Человек не хочет и не может удовлетворяться простым созерцанием. В нем тоже живет творческий огонь, и он жаждет творить подобное природе «с небрежною и легкою свободой». Свою цель, как поэта, Жуковский видел в том, чтобы придать «земному» языку такое же величие, какое свойственно природе. Всем известно, что Жуковский написал множество баллад («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и т. д. ). По словам Белинского, «в балладе поэт берет какое-либо фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в не главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает…». «Светлана» — одна из лучших баллад Жуковского. В сцену гадания здесь поэт вводит такие слова, как «плат», «злат и нов венец», «вечерок». Белинский назвал это стихотворение самым романтическим. Действительно, метель, туманный круг луны, одинокий храм, черный гроб — все это создает романтический колорит сна Светланы. За реальными предметами и явлениями у романтиков скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского «Море». Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Элегия передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенный в начале стихотворения рефрен «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. В описании бури поэт умело использует аллитерацию: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн, слышатся их мерные удары о берег. Но, как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Не трудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Отсюда — метафоры, сравнения, олицетворения: «море дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожной душой». Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него». Таким образом, мы видим, что в своих стихах Жуковский передавал свои чувства и переживания через образ романтической природы, «дышащей жизнью души и сердца», по словам Белинского. У поэта природа одухотворена и за каждым ее штрихом скрывается частица души автора.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *